|
|
|
|
Экипировка натурбаниста
Санки испокон веков считались истинно русским народным транспортом. Вначале они именовались поистине экзотическим и практически позабытым ныне названием - салазки. Их использовали не только веселящиеся взрослые во время празднеств, но также дети для спуска с горы, да и вообще все. В прозаические же .будни салазками пользовались как удобным средством передвижения, а также для транспортировки различных грузов. Об этом написаны целые художественные полотна и литературные поэмы. Полозья имели причудливо загнутую, фигурную форму. Отсюда потом и пошло выражение: "загнуть салазки".
Затем, как обычно, начались всякого рода усовершенствования и изменения названий. Вместо салазок появились санки, которые были легче по весу и имели более прямую форму полозьев. Было убрано все лишнее и громоздкое. Особым шиком у мальчишек в 70-е годы прошлого века было снять спинку и, лежа на животе или на спине, скатиться на санках с высокой горы, время от времени перебирая руками по льду.
И тем удивительнее, что русские саночники никогда не диктовали моду на каких-либо крупных соревнованиях. Правда, следует признать, что само понятие "саночники" в настоящее время трактуется весьма широко. Так себя называют и те, кто участвует в соревнованиях по одноименному виду спорта, и те, кто занимается бобслеем, и те, кто развивает такой популярный в последнее десятилетие натурбан.
Пожалуй, именно последний вид спорта и имеет наибольшую схожесть с классическими санками. Для занятия не требуется специально строить суперсовременную трассу - ледовый желоб, необходимо найти просто подходящий склон. Идеальной считается длина в 700 - 1000 метров. Правда, существует обязательное условие - трасса должна быть все-таки ледяная. Для того, чтобы приготовить ее под натурбан, необходимо несколько тонн воды.
| |
| |
|
|
| |
Наверное, именно этот факт иногда мешает тому, чтобы сие занятие стало поистине массовым видом спорта, коим занимаются и стар и млад. Хотя именно для популяризации и успехов натурбана в России есть все условия, начиная от климата и заканчивая наличием множества различных склонов, оврагов и курганов. Однако официальные трассы в России можно пересчитать по пальцам. В Братске, Кандалакше, Москве. Специальные саночные трассы из тех, что "под рукой", в столице существуют только в Крылатском и Планерном. И те эксплуатируются совместно с горнолыжниками. Да, в целом саночники практически повсеместно пользуются горнолыжными трассами, чем частенько вызывают неудовольствие у их как бы законных обитателей. Считается, что люди с санками или, если угодно, натурбаном, попросту "мешаются под ногами". Впрочем, это мелочи. Если вникнуть в суть вопроса, то еще неизвестно, у кого больше адреналина в крови. Доморощенных гонщиков на санках-натурбанах можно смело записывать в экстремалы. И с неменьшим основанием, чем это обычно делается в отношении лихих карвингистов. Хотя в последние годы российские представители натурбана выигрывают медали на престижных соревнованиях, широкого, а уж тем более олимпийского признания этот вид спорта так и не получил.
Причина состоит еще и в том, что соответствующим образом экипироваться, как выяснилось к немалому нашему изумлению, в России чрезвычайно проблематично. Ведь в столичных магазинах, не говоря уж о провинциальных, саней для натурбана и соответственно экипировки не продают. И в нашей стране не производят. Обычно экипировку заказывают у итальянских фирм "Торглер" и "Бахман", а также немецкой "Гассер".
Цены, прямо скажем, кусаются. Полоз стоит от 300 до 400 долларов, сами сани для натурбана - от $700 до $1000, костюм - $200. Существует и несколько принципиальных отличий натурбановских саней от классических. Во-первых, они ниже и легче. К полозьям привинчен полог. Сделаны отбойники с боков. Прикреплены рейки от ударов на поворотах, которые также крепятся шлейкой к полозьям.
К ботинкам спортсмена крепятся железные шипы. Подобная обувь с шипами стоит примерно $40 - $60. Перчатки -тоже со специальными шипами. Дело в том, что при хорошем разгоне скорость на натурбане достигает 70 - 90 километров в час. А на отдельных участках и все 110. Так вот, шипы нужны для торможения на особо опасных участках и поворотах, поскольку иного способа в конструкции санок и самой технике катания просто не предусмотрено. Эти шипы, пожалуй, единственное отличие в экипировке. Во всем остальном вполне можно использовать те же шлемы, очки и комбинезоны, как, например, при занятиях горными лыжами или сноубордом.
Информация предоставлена газетой "Советский спорт" |
|
| |
|
|